суббота, 28 ноября 2015 г.

Определение срока беременности. Что может быть проще?

Вообще, со сроком беременности и предполагаемой датой родов (ПДР) связано много вопросов и сложностей: сколько может длиться нормальная беременность? Каковы на самом деле риски «перенашивания»? Действительно ли индуцировать роды безопаснее, чем ждать спонтанных родов? Но это еще относительно далеко впереди, так что немного отложу эту тему.
В этом посте я хочу подробнее разобраться со смежной, но все-таки принципиально иной проблемой – правильном определении срока беременности.
Начало беременности принято определять по первому дню последней менструации, хотя вполне очевидно, что беременность начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Но момент оплодотворения наблюдать весьма затруднительно, а вот менструация вполне наблюдаема. Какая же возможна связь между первым днем менструации и моментом оплодотворения?
Оплодотворение возможно в течение 24 часов после наступления овуляции. Для сферического коня в вакууме среднестатистической женщины, имеющей регулярный менструальный цикл 28 дней, овуляция наступает на 14 день цикла. Т.е. среднестатистически будет верно считать, что для всех женщин первый день последней менструации наступил на 2 недели раньше зачатия. Так и считают. Но это среднестатистически. А что может происходить в конкретном случае?
Возьмем, например, мою текущую беременность. Овуляция у меня в этот раз произошла на 26 день цикла (т.е. на 14 + 12 день). Получается, что если считать срок беременности по первому дню последней менструации, то он получится почти на 2 недели больше настоящего срока. А 2 недели – это для срока очень много. Придется во время постановки на учет в ЖК немного подкорректировать первый день менструации, чтобы избежать всяческих нестыковок и вопросов (сомневаюсь, что их заинтересует мое знание дня овуляции - ее даже некуда записать).
Также тут важно понимать, как устроен менструальный цикл. Может показаться, что овуляция происходит в середине цикла, т.к. широко известно, что для цикла 28 дней овуляция обычно происходит на 14 день. И тогда можно думать, что если ваш цикл 34 дня, то овуляция случилась на 17 день, т.е. всего на 3 дня позже «стандартной». Но это не так. Вторая фаза цикла (лютеиновая), которая наступает после менструации, более-менее постоянна для всех женщин и длится в среднем 13-14 дней. Т.е. если ваш цикл 34 дня, то овуляция у вас, скорее всего, произошла на 20-21 день, т.е. на 6-7 дней (почти неделю!) позже «стандартной». И если вы определяете срок по первому дню последней менструации, то, скорее всего, вы прибавили к своему сроку целую неделю.
С такой же ситуацией я столкнулась еще в первую беременность. Точнее будет сказать, я могла с ней столкнуться, но беременностью я интересовалась мало, а потому осознать проблему в полной мере не смогла. Мой менструальный цикл был весьма нерегулярный, да и, честно говоря, я никогда за ним не следила, вообще плохо была с ним знакома и первый день последней менструации точно не знала. Поэтому, получив на тесте 2 полоски, я пришла в ЖК и названный мной срок 13 недель сильно не совпал с тем, что врач увидел на УЗИ (9 недель и 5 дней). Т.е. срок по УЗИ оказался на 3 недели меньше, чем срок по последней менструации. На следующем УЗИ мне его еще немного откорректировали, так что срок по УЗИ стал на 2 недели меньше, чем срок по менструации. Вообще, это всех достаточно сильно удивляло, но к счастью, ПДР мне рассчитали по данным УЗИ – 7.10.2013. Учитывая то, что родила я 10.10.2013 (т.е. в 40 недель и 3 дня), можно считать, что мне крупно повезло. Если бы срок не был откорректирован, то мне никто не позволил бы доходить до 42 недель и 3 дней, и я наверняка попала бы в число женщин, которым сделали индукцию родов, и, возможно, дело закончилось бы кесаревым сечением. Т.е. в этом случае раннее проведение УЗИ было очень оправдано.
Как я уже писала в посте про УЗИ, корректировка срока беременности по данным УЗИ снижает количество индукций по причине «переношенной» беременности, потому что исключает как раз такие случаи некорректно определенного срока беременности. Причем, самый точный результат получается при определении срока беременности на УЗИ в период с 11 по 14 неделю.
Вообще, тут стоит заметить, что определение срока по последней менструации и по УЗИ - не единственные способы. Обходились ведь раньше как-то без УЗИ. Существует достаточно много признаков, которые акушерка (и вы) может наблюдать в определенный срок беременности: возникновение чувствительности сосков, размер и высота стояния дна матки, изменения в цвете половых губ, изменения в шейке матки, и опытная акушерка в состоянии достаточно точно "прикинуть" срок по совокупности таких признаков. И если бы не частые случаи принудительного родовозбуждения, то, на мой взгляд, вполне можно было бы обойтись и примерным сроком, избежав таким образом УЗИ. Но пока медицинские протоколы таковы, считаю, что лучше на этом этапе немного перебдеть.

В результате, я рекомендую вам сделать УЗИ в первом триместре (с целью скорректировать срок беременности) в том случае, если:
  • вы не знаете первый день последней менструации
  • ваш цикл далек от «стандартного»
  • вы незадолго до наступления беременности закончили прием гормональных препаратов
  • наблюдающая вас акушерка (или врач) "чувствует" руками срок, который отличается от определенного по последней менструации
Весьма символично написать этот пост на сроке 9 недель и 5 дней. Именно этот срок определило мое первое УЗИ в первую беременность :-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий